Корпоративное управление в Акционерном обществе «Қазтеміртранс» (далее — Общество) строится на основах справедливости, честности, ответственности, прозрачности, профессионализма и компетентности. Система корпоративного управления предполагает уважение прав и интересов всех заинтересованных лиц, позволяет своевременно выявлять критические для Общества риски и эффективно управлять ими, способствует успешной деятельности Общества, в том числе росту ее ценности, поддержанию финансовой стабильности и прибыльности.
Общество рассматривает систему корпоративного управления, как инструмент соблюдения интересов Единственного акционера, построение сбалансированной системы взаимоотношений со всеми заинтересованными лицами и повышения эффективности своей деятельности.
Основополагающими принципами корпоративного управления в Обществе являются:
- принцип защиты прав и интересов Единственного акционера;
- принцип эффективного управления Обществом Советом директоров и Правлением;
- принцип самостоятельной деятельности Общества;
- принципы прозрачности и объективности раскрытия информации;
- принципы законности и этики;
- принципы эффективной дивидендной политики;
- принципы эффективной кадровой политики;
- принцип охраны окружающей среды;
- политика регулирования корпоративных конфликтов и конфликта интересов;
- принцип ответственности.
Основные цели корпоративного управления в Обществе:
- совершенствование системы стратегического планирования, мониторинга и внутреннего контроля;
- обеспечение своевременного раскрытия информации об Обществе, в том числе, о ее финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления;
- повышение эффективной деятельности Общества за счет совершенствования системы подотчетности, управления рисками и механизмов внутреннего контроля;
- повышение эффективности управления и развития персонала, как наиболее важного ресурса Общества, развитие партнерских отношений между Обществом и работниками в решении социальных вопросов и регламентации условий труда;
- активное сотрудничество с заинтересованными лицами и т. д.
Кодекс Корпоративного управления 100% процентов голосующих акций которых принадлежит акционерному обществу «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» утвержден решением Решением Правления Акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» от 13 октября 2015 года (протокол №02/28).
В соответствии с Кодексом корпоративного управления в АО "Қазтеміртранс" были разработаны и утверждены, в т.ч. и в новой редакции, внутренние документы по корпоративному управлению, а именно:
- Кодекс деловой этики.
- Политика в области существенных корпоративных событий.
- Политика урегулирования корпоративных конфликтов.
- Информация, составляющая служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
- Положение о Правлении.
- Правила оказания социальной поддержки работникам центрального аппарата.
- Информационная политика.
- Политика управления рисками.
- Правила идентификации и оценки рисков.
- Положение о системе внутреннего контроля.
- Политика АО «Қазтеміртранс» по управлению рисками и внутреннему контролю.
- Руководство по системе внутреннего контроля АО «Қазтеміртранс».
- План мероприятий по минимизации рисков АО «Қазтеміртранс» и план мероприятий по совершенствованию корпоративной системы управления рисками и внутреннего контроля АО «Қазтеміртранс».
Информация о структуре и компетенции органов общества
Органами Общества являются:
1. Высший орган — Единственный акционер (Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы»).
2. Орган управления — Совет директоров, компетенция — общее руководство деятельностью Общества и контроль за деятельностью Правления.
3. Исполнительный орган — Правление, компетенция — руководство текущей деятельностью Общества, возглавляемого Председателем Правления Общества.
Компетенция органа управления и исполнительного органа определена Уставом Общества.
Кодекс деловой этики
Кодекс деловой этики Общества является управленческим инструментом для развития компании и эффективного взаимодействия с заинтересованными лицами на основе следования этическим нормам и нормам законодательства Республики Казахстан.
Кодекс деловой этики компании утвержден решением Совета директоров Общества (протокол от 07 июля 2010 года № 9).
Основополагающими корпоративными ценностями, на основе которых формируется деятельность Общества, являются порядочность, надежность и профессионализм его работников, эффективность их труда, взаимовыручка, уважение друг к другу, к заинтересованным лицам и Обществу в целом.
Общество руководствуется следующими принципами деловой этики:
- честность
- справедливость
- добросовестность
- прозрачность
- ответственность.
Раскрытие информации
Общество ведет и раскрывает финансовую отчетность в соответствии с Казахстанскими и международными (МСФО) стандартами.
Следуя принципу транспарентности, Общество также раскрывает дополнительную информацию о своей деятельности, которая может представлять интерес или быть существенной для Единственного акционера, инвесторов и иных заинтересованных лиц, за исключением информации, составляющей государственную или коммерческую тайну.
Для раскрытия информации Общество использует наиболее удобные для адресатов средства и способы. Максимально возможный объем информации размещен на веб-сайте www.qaztt.kz
Общество раскрывает информацию также через информационные агентства и иные средства массовой информации. Каждое существенное событие или действие в Обществе сопровождается пресс-релизом. Компания проводит пресс-конференции по важным вопросам своей деятельности.
Управление рисками и система внутреннего контроля
Корпоративная система управления рисками в Обществе осуществляется в рамках рекомендаций Единственного акционера — Акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» в соответствии с которыми внедрение системы корпоративного управления рисками должно осуществляться в соответствии с моделью COSO «Корпоративное управление рисками — «Интегрированная модель» (2004).
Основной методологической базой для управления рисками в Обществе являются – Политика управления рисками, Правила идентификации и оценки рисков и Положение о системе внутреннего контроля, утвержденные Советом директоров компании в новой редакции в 2014 году.
Основными целями Политики управления рисками в Обществе являются:
- построение эффективной комплексной системы и создание интегрированного процесса управления рисками, как элемента управления Обществом, а также постоянное совершенствование деятельности на основе наиболее передовой практики и единого стандартизированного подхода к методам и процедурам управления рисками, для обеспечения стабильности своей деятельности и защиты стоимости Общества от рисков;
- обеспечение принятия Обществом и ее дочерними организациями приемлемых рисков, адекватных масштабам ее деятельности;
- определение риск-аппетита и обеспечение эффективного управления принятыми рисками.
Положение о системе внутреннего контроля определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый участниками системы внутреннего контроля с целью достижения поставленных задач по трем ключевым областям:
- операционная деятельность;
- одготовка финансовой отчетности;
- соблюдение нормативных и законодательных требований.
Внутренний контроль направлен на обеспечение разумной уверенности в достижении Обществом стратегических и операционных целей и реализуется путем организации в Обществе системы внутреннего контроля, основными задачами которой являются:
- повышение эффективности операционной деятельности;
- обеспечение сохранности активов и эффективного использования ресурсов;
- обеспечение полноты, надежности и достоверности финансовой и управленческой отчетности;
- соблюдение требований законодательства РК и внутренних нормативных документов;
- снижение вероятности возникновения рисков и размера возможных потерь (в том числе, убытки, снижение кредитного рейтинга и др.);
- контроль за эффективным функционированием основных и вспомогательных бизнес-процессов и анализ результатов деятельности;
- содействие в построении оптимальной организационной структуры и т.д.
Система внутреннего контроля Общества является неотъемлемой частью системы корпоративного управления, охватывает все уровни управления, все внутренние процессы и операции Общества.
Система внутреннего контроля Общества строится в соответствии с моделью COSO «Внутренний контроль – Интегрированная модель» и состоит из пяти взаимозависимых компонентов:
- контрольная среда;
- оценка рисков;
- контрольные процедуры;
- информация и ее передача;
- мониторинг.
Общество раскрывает примечание «Финансовые инструменты, цели и политика управления финансовыми рисками» в формате аудированной консолидированной финансовой отчетности за соответствующий год.
Корпоративный секретарь
Согласно Закону Республики Казахстан «Об акционерных обществах» Корпоративный секретарь – работник акционерного общества, не являющийся членом Совета директоров, либо исполнительного органа Общества, который назначается Советом директоров Общества и подотчетен Совету директоров Общества.
Согласно Положению «О Корпоративном секретаре АО «Қазтеміртранс»» (далее – Положение), утвержденному Советом директоров АО «Қазтеміртранс» (протокол №1 от 09.02.09 года), Корпоративный секретарь осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами законодательства РК, Устава, Кодекса корпоративного управления, Положения, иных внутренних документов Общества, а также на основании решений Единственного акционера и Совета директоров.
Должность Корпоративного секретаря вводится в целях обеспечения соблюдения органами и должностными лицами Общества правил и процедур корпоративного управления, гарантирующих реализацию прав и интересов Единственного акционера Общества.


